Принцип прогрессирования

Принцип цикличности тренировочного процесса. Вытекает из необходимости повторного применения разнонаправленных упражнений и оптимальной взаимосвязи между ними. Предполагает определенную обоснованную систему сочетания уроков и изменения нагрузок. Различают малые, средние и большие циклы.

Перечисленные принципы являются наиболее обобщенными правилами, которыми следует руководствоваться при планировании и осуществлении тренировки. Однако в рамках этих общих правил необходима индивидуализация тренировочного процесса, т. е. приспособление его к индивидуальным свойствам и возможностям конкретного человека.

Чем выше спортивный разряд, чем больше приближается сила воздействия к границам адаптационных возможностей человека, тем больше выступает необходимость индивидуализации процесса. Педагогический контроль и управление При проведении спортивной тренировки следует принимать во внимание, что кроме управляющих воздействий (упражнения, тренировочные уроки), на спортсмена оказывают существенное влияние и другие факторы (условия труда, быта, питания и т. п.), значение которых тренер часто не может учесть и оценить.

Кроме этого, могут быть допущены ошибки в применении тренирующих воздействий (недостаточная или чрезмерная нагрузка, неправильное сочетание упражнений, программ и т. п.). Под влиянием различных сочетаний этих воздействий изменения функциональных возможностей организма спортсмена могут отклоняться от запланированного направления. Для того чтобы своевременно это обнаружить и внести необходимые поправки в процесс тренировки, необходима система контроля за изменениями, происходящими в организме в процессе тренировки, т. е. педагогический контроль. Такая система контроля должна давать ответ па две группы вопросов.

1. Соответствует ли направление и характер фактических изменений планируемым? 2. Чем обусловлен тот или иной характер изменений: недостаточным развитием двигательных качеств, ошибками и недостатками в технической, морально-волевой или тактической подготовке? Исходя из этого, под педагогическим котролем следует понимать совокупность способов получения информации о направлении и причинах морфологических и функциональных изменений, происходящих в организме конкретного спортсмена, которая может быть использована тренером в целях управления, т. е. оценки характера изменений в организме, эффективности применяемых средств и методов тренировки и разработки на (основе этой информации новых управляющих команд.