Управляющая информация

У тренера должен быть комплект необходимых датчиков биомеханических характеристик движений и связанных с ними комплексов технических средств, позволяющих получить в аналоговой и дискретной форме количественную информацию о движениях спортсменов непосредственно при их выполнении. Кроме того, следует иметь специальные технические средства и методику, позволяющие обрабатывать комплексную информацию в масштабе времени процесса обучения. Управляющая информация должна отражаться в процессе тренировки при помощи специальных технических средств индикации с учетом соответствующих возможностей сенсорных систем тренера и обучаемых спортсменов. После того как вся подготовительная работа будет проведена в соответствии с целями и задачами педагогического процесса, окончательно определяется полный состав автоматизированной системы управления обучением.

Тренер должен выбрать ту или иную оптимальную стратегию управления и начинать учебный процесс. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ СПОРТИВНЫМ ДВИЖЕНИЯМ Отражение действительности и формирование двигательных представлений об окружающей среде в процессе овладения двигательными навыками Осваивая технику физических упражнений в процессе тренировки, спортсмены участвуют в активном познании внешнего мира. Познание это осуществляется через восприятие внешних и внутренних взаимодействий собственного тела с объектами среды, в которой происходит движение.

Общая картина этого взаимодействия отражает закономерности организации биодинамической структуры каждого физического упражнения. «Взаимодействие,- писал Ф. Энгельс,- вот первое, что выступает перед нами, когда мы рассматриваем движущуюся матерню в целом… взаимодействие является истинно causa finalis вещей.

Мы не можем пойти дальше сознания этого взаимодействия именно потому, что позади его нечего больше познавать». По мнению В. С. Тюхина, «целью, результатом познания должно быть относительно адекватное отражение оригинала». Он, однако, отмечает, что это простое требование не так просто реализовать на практике.

Мы можем добавить, что в тех случаях, когда речь идет о познании движений (их освоении в процессе тренировки), особенно сложно обеспечить задачу адекватного отражения обучаемым спортсменом того или иного движения-образца (объекта познания). Всякое движение многоструктурно, многокомпонентно, охватить его одним, даже очень опытным взглядом, просто невозможно.

Тренер должен помочь в этом обучаемому путем так называемого активного выделения, извлечения наиболее существенной информации о движениях, исключением второстепенной.